Потолок в стиле модерн – основные черты и примеры

Орнамент модерна

Модерн (фр. moderne — современный) – особое художественное направление в искусстве, возникшее в конце XIX века. Еще одно из его распространенных названий – ар-нуво (фр. art nouveau – «новое искусство»). Основными отличительными особенностями этого стиля стал отказ от использования прямых линий и углов. Художники, работающие в данном направлении, предпочитают природные формы и мотивы.

Одной из характерных особенностей модерна является интерес к новейшим технологиям. Декоративно-прикладное искусство в этот период становится необыкновенно популярным. Разумеется, касается это и орнамента.

Характерные особенности стиля модерн

• Приглушенные цвета. Обычно в декорах этого стиля можно видеть светло-зеленый, лиловый, коричневый.
• Плавность и изогнутость линий, расположенных как вертикально, так и горизонтально.
• Лаконичность форм. Очень часто применяются шарообразные, цилиндрические и прямоугольные силуэты.
• Синтез элементов самых разнообразных стилей.
• Частое использование художниками и декораторами асимметричных мотивов.
• Использование витражей. Широкое распространение получили композиции Луиса Тиффани либо их имитация.

Стиль модерн стремится сочетать в себе утилитарные и художественные функции. По мнению приверженцев данного направления, в область прекрасного должны быть вовлечены все сферы деятельности человека. Основным принципом становится воплощение в обтекаемых, пластичных формах эффекта динамичности. Модерн появился на почве полной неразберихи в стилях европейской культуры конца XIX века. Еще одной причиной стал технологический прорыв общества и переход от ремесла к индустриальному массовому производству.

Основные отличительные признаки орнамента в стиле модерн

Фасады зданий, предметы быта, украшения, интерьеры эпохи модерна богато декорированы огромным количеством извивающихся, динамичных и при этом лаконичных линий. Этот элемент был призван подчеркивать форму предмета и зачастую напоминал причудливые, изгибающиеся растения. Линия в модерне ассоциируется с морскими волнами либо складками женского платья. В этом выражается главная идея и основной принцип стиля – утонченность, изысканность и некоторая капризность. Считается, что орнамент снова вошел в моду именно благодаря популяризации данного направления.

Художники-декораторы начала XX века придавали огромное значение восточным мотивам. При этом традиционные европейские мотивы трансформируются просто до неузнаваемости. Классические элементы – вишня, гвоздики, персики, стебли бамбука – по-прежнему используются, однако при этом приобретают совершенно новое звучание. Стилизованные природные формы используются как самостоятельный декоративный элемент, предназначенный для того, чтобы зритель восхищался и любовался ими.

В основе орнаментов модерна часто лежит характерный именно для этого стиля ирис, символизирующий томление и негу. Еще одним широко используемым элементом становится лилия как отражение в узоре девственности и чистоты. Еще три цветка – орхидея, кувшинка и тюльпан – становятся символами смерти и трагедии. Совершенно противоположное значение придается розе. Этот цветок Венеры служит символом всего прекрасного, прежде всего, любви и счастья. Традиционный образ Древа Жизни также повсеместно используется в орнаменте. Данный элемент, естественно, символизирует райскую жизнь.

Орнамент модерн в интерьере

Орнамент в модерне – это даже не элемент оформления предметов. Он сам выступает в роли украшения. Декоры стиля модерн просто невероятно красивы и эффектны. Портьеры, обивка, мебель и обои украшаются им повсеместно. При этом используются в основном прихотливые растительные мотивы. Если это цветы, то очень крупные. Что касается оттенков, то в этом плане диктует правила пришедшая на стыке веков мода на все японское. Широко используются лиловые, палевые, серебристые и серовато-зеленые цвета. Стены, декорированные растительным орнаментом, словно растут от потолка к полу. Однако при этом всегда соблюдается одно из основных правил оформления в стиле модерн – недопустимость слишком большого количества деталей. В ванных комнатах часто используется кафельный бордюр с геометрическим орнаментом, который, на первый взгляд, только напоминает античный.

В композиции всегда присутствует характерный именно для модерна завиток, спиральный или квадратный. Данный элемент украшает даже такой простой узор, как меандр. Конечно же, повсюду при оформлении интерьера используются характерные для этого стиля криволинейные линии, пронизанные экспрессивным ритмом и подчиняющие себе всю композицию оформления помещения. Отдельно можно выделить орнаментированные витражи. Чаще всего используются модели в стиле тиффани.

Еще одной присущей модерну чертой в орнаменте, скажем, интерьера является дублирование. К примеру, рисунок может повторяться на дверных порталах и на предметах мебели. Примеры растительных орнаментов, выполненных в стиле модерн, можно увидеть на этикетках и виньетках знаменитого чешского художника Альфонса Марии Мухи (1860–1939 гг), в работах Обри Бердслея (1872–1898), великого русского Михаила Врубеля (1856–1910 гг.).

Потолок в стиле модерн

Это одно из классических направлений дизайнов интерьера, нацеленное на созидание эстетичной атмосферы в комнате. Стиль модерн гармонично сочетает эстетику и функциональность, его приемы направлены на современное техническое оснащение комнат.

Главные черты модерна

Для дизайнеров это самый сложный стиль, требующий нестандартного подхода для сохранения целостности при декорировании в жестких рамках стандартного проектирования. Для модерна характерны такие особенности:

  • несимметричные мягкие линии и природные размытые формы;
  • флористические мотивы;
  • гармония всех элементов интерьера;
  • применение цветного стекла, фарфора, древесины, камней и кованого металла;
  • контраст между грубым и нежным, смешение фантастичного и натурального, первобытного и технологичного;
  • большие площади, так как обильное декорирование требует места;
  • множество светлых оттенков;
  • рациональное размещение предметов интерьера.

Наилучшее применение модерн находит в нестандартных по планировке квартирах, с неправильными по форме комнатами, неровными полами, стенами и потолками. Этот стиль предпочитают люди с богатой фантазией, любители классики, открытые для современных экспериментов.

Потолки в стиле модерн

Изобилие декора и мебели доминирует в дизайне, поэтому стенам и натяжным потолкам в стиле модерн чаще всего достается пассивная роль. В идеале, эти плоскости должны слиться между собой при помощи мягких переходов, фактуры и цвета.

Поэтому под однотонные шероховатые и окрашенные в однотонный цвет стены прекрасно подходят тканевые или матовые натяжные потолки. Модерн не приемлет блеска и глянца, а также ярких контрастных красок на больших площадях.

Многоуровневые конструкции потолков в интерьере модерн также устанавливаются редко, ведь они очень выразительны и привлекают к себе внимание. Двухъярусный натяжной потолок допустим, но с обязательным использованием округлых фигур (овала или круга) и светлых оттенков, например, он может сочетать белый и желтый уровни.

Декорируют такой потолок фотопечатью с узором из плетущихся растений, нанесенной красками нежных оттенков. Как показывают фото потолков в стиле модерн, применение подсветок помогает скруглить углы, смягчить переходы и гармонично влиться потолочной конструкции в интерьер.

Еще одна возможность декора – мозаика. Натяжной потолок, изготовленный из полупрозрачного полотна, невозможно отличить от матового стекла. Нанесенная арт-печать на потолок и применение светодиодного скрытого освещения создаст иллюзию мозаичного окна над головой.

Цветовая палитра

В модерне применяются почти все цвета спектра, но краски разделяются на фоновые, активные и дополнительные. Основные плоскости (фон помещения), которыми являются стены, пол и потолки, обычно выполняются в светлых тонах. Поэтому потолки модерна имеют приглушенные, забеленные, будто присыпанные мукой краски.

Так, потолок гостиной в стиле модерн можно сделать лимонным, песочным, льняным, светло-васильковым, белым навахо, желтовато-персиковым и аквамариново-белым. Все оттенки теплые и нежные, именно они создают размеренную и спокойную атмосферу стиля в интерьере и визуально увеличивают помещение.

Чем более мягким, обволакивающим будет потолок, тем легче вписать в интерьер разноцветные элементы из стекла, шоколадную, черную и красно-коричневую мебель и металлическую ковку.

Освещение в модерне играет огромную роль, оно здесь многоплановое, выступающее в своей основной функции и в качестве декора. Потолки освещаются фоновым, приглушенным и рассеянным светом, исключающим темноту даже в уголках помещения или за рельефными элементами.

Так, потолок спальни в стиле модерн освещают при помощи технологии парящих потолков или светодиодной подсветки точечных светильников. Основным освещением выступают люстры, точечные или встроенные светильники, а также бра и торшеры.

Еще применяется целевое освещение, которое монтируется в конкретной зоне потолка модерн, стен или мебели и освещает одну функциональную зону узконаправленными лучами света. Стилистическое оформление светильников модерн выгодно выделяет их из всего ряда осветительных приборов.

Изящные люстры для потолков в стиле модерн замысловатых форм сочетают металлический, фарфоровый, деревянный декор и пестрое мозаичное стекло. Эти осветительные приборы асимметричны, с неожиданными линиями плетеных изгибов.

Основные элементы модерна

Стены. Как уже упоминалось, стены – это фон, они должны быть идеально выровнены и монохромно окрашены или оклеены матовым стеклохолстом без фактурного рисунка. В кухнях и сантехнических помещениях облицовкой может стать кафель, но без выделения швов. Используйте светлую матовую плитку среднего размера, без декора, а швы скройте затиркой в тон кафеля.

Пол. Окраску полов нужно делать в тон стен и потолка модерн или одного цвета с мебелью. Для кухонных интерьеров идеально подходят одноцветные наливные полы, а для жилых помещений – ламинат и деревянный паркет. Гранит применяется в кухнях или прихожих, но только без рисунка. А вот настилать полы из линолеума или класть плитку в этом стиле не пристало.

Читайте также:  Отделка фасада дома пластиковыми панелями под камень: особенности и плюсы материала, производители и цена

Мебель должна быть одноцветной с мягкими, не квадратными формами, украшенная орнаментами и кованым декором. Столы с массивными столешницами из цельного дерева или стекла имеют тонкие длинные ножки, а стулья обтягиваются текстилем с оригинальным рисунком.

В заключение о декоре

Окна модерна округлые, если это не было решено на стадии проектирования (добиться плавности можно при помощи ламбрекенов, тюли и штор). Стены декорируются деревянными накладными элементами, нишами с мозаичными окнами и арками с древесными наличниками. Завершающими штрихами служат многочисленные аксессуары: посуда, вазы, икебаны, цветы, фрукты.

Стиль модерн ч.2. Основные характеристики

В России и Англии – модерн, в Германии – югендстиль, в Австрии – сецессион, в Италии – либерти, во Франции – ар нуво.

Мы продолжаем наш разговор об одом из прекраснейших и интереснейших стилей. Первую чать публикации с фотографиями интерьеров в стиле модерн можно увидеть здесь:

Сегодня мы вычленим характерные черты стиля модерн.

Модерн часто называют манерным и декадентским, забывая, что он возник благодаря промышленной революции XIX века и в свое время считался чрезвычайно радикальным и прогрессивным.

Быстрому распространению модерна помогли всемирные выставки, и прежде всего грандиозная парижская 1900 года, которой Европа отмечала переход в новое столетие (на ней впервые были представлены, к примеру, озвученный фильм, эскалатор и дизельный двигатель! :)).

Именно Всемирные выставки, на которых разные страны представляли свои достижения, свою культуру в отстроенных специально для этого павильонах, являлись толчком к объединению искусства, науки. Можно сказать были первым шагом к созданию единого информационного пространства, к которому мы сейчас в эпоху интернета так привыкли. На эти выставки съезжались промышленники и художники из разных стран. Хотя. я немного отвлеклась, это уже немного другой разговор. А сейчас мы говорим про модерн как стиль в искусстве.

Кстати, вот так выглядел павильон России на Всемирной вытавке 1900 года в Париже:

Итак, продолжая начатый нами ранее разговор, можно вычленить некоторые особенности стиля модерн:

Прежде всего, для модерна характерны мягкие, тягучие, плавные линии, нарочитое избегание прямых углов. Линия в орнаменте приобретает так называемую форму “удара хлыста”. Это, пожалуй, самая характерная особенность этого стиля.

Возврат к природе, интерес к естественным наукам, активное использование элементов и идей, почерпнутых, подсмотренных у природы – еще одна характерная особенность этого времени. Растительное царство, царство птиц, рыб и насекомых просто врываются в эпоху модерна, подчиняя его своим законам.

В орнаменте – растительные мотивы, очень любимые художниками того времени павлины и павлиньи перья, активный фантазийной декор . Преобладание водных цветов и изысканных по форме растений: камыши, лилии, ирисы, папоротники, орхидеи.

Жители подводного царства, медузы, морские коньки, улитки, бабочки, стрекозы, всевозможные жуки-пауки переселяются в интерьеры, украшения, ткани.

Таинственные девы, нимфы и русалки поселяются даже на самых обыденных предметах.

Архитектура отступает от жестко заданной трезхвенной ордерной структуры классицизма и подчиняется только фантазии и мастерству архитектора. Формы как бы произрастают одна из другой, заимствуя этот принцип у растений. Этому способствовало строительство из железобетона (из кирпича и дерева сложно наладить массовое строительство зданий столь разнообразных и гибких форм).

Во многих интерьерах архитекторы того времени активно экспериментируют, нарочито избегая острых углов. Мы можем увидеть овальные окна, мягкие линии потолков и ниш, сложные изогнутые линии стен. Стремясь приблизить жилище человека в природе, архитекторы в некоторых случаях заходят так далеко, что создают жилые помещения, непривычные и неудобные для проживания человека.

Активно используется спираль, позаимствованная у раковины, как пример – лестницы, в форме спирали.

Фасады домов спорят между собой в первенстве за красоту и оригинальность. (Как здесь не вспомнить знаменитый “Квартал раздора” в такой модернистской на местный манер Барселоне:)).

Мебель приобретает более легкий внешний вид и оригинальные формы. Она не расставляется четко по периметру комнаты, как это делалось в интерьерах классицизма, а свободно располагается по всему пространству комнат, встраивается в стены и ниши. Мебель производится целыми гарнитурами, коллекциями.

Появляются сложные мебельные конструкции, объединяющие себе, например, диван, придиваные тумбы, полки, зеркала. Можно сказать, что знакомые нам с детства “стенки” нашли свое рождение именно в это время.

Промышленное производство мебели и предметов интерьера способствовали тому, что мебели в помещениях становилось много, иногда избыточно много. Тоже можно сказать и о безделушках, интерьерных вещицах.

В противовес этому возникали течения, в которых художники, архитекторы, писатели, дизайнеры, ремесленники критиковали фабричные изделия, “ширпотреб”, подчеркивая превосходство предметов личного производства. Еще у истоков модерна в конце XIX века сторонниками движения “Искусство ремесел” была предложена концепция, согласно которой искусство, дизайн и предметы не фабричного, а индивидуального, ремесленного производства могут изменить общественный уклад и улучшить качество жизни их создателей и потребителей. Надо заметить, что художники оказались правы, и в свое время именно “ширпотреб” вытеснит модерн с историчекой сцены. В обескровленной войнами и революциями Европе станет не до дорогого и штучного модерна.

Развитие фотографии – отсюда множество фото, расставленных на полках и столиках, заполоняющих собой стены.

Время модерна также возвращает нас к мистике. Художники и композиторы изучают народные сказки и легенды (в отличие, скажем, он предыдущих веков, когда искусство опиралось на классические сюжеты Древней Греции и библейские истории). Русалки, эльфы, феи, сильфиды, элементали, оккультная и мистическая символика, символизм как таковой – все это неотъемлемые части модерна.

Надо сказать, что влияние мистицизма испытали на себе не только художники и композиторы начала XX века. В это время стало появляться множество оккультных обществ, спиритических кружков. В моду входят карты Таро, астрология, буддизм, повсеместное увлечение мистериями и тайными учениями. Выйдя за границы “тайных братств”, эзотерика захлестнула собой широкие круги интеллигенции. Конечно, эта мода не могла в той или иной степени оставить равнодушными и художников эпохи модерна. Как очень характерный пример – творчество Врубеля. Помните: “Фауст”, “Пан”, “Царевна лебедь”, “Принцесса Греза”, демон. Хотя про русский модерн можно и нужно говорить отдельно.

Погружение в тайны психики и бессознательного (Фрейд, Юнг), изучение и терапевтическое использование гипноза и трансовых состояний.

В цвете модерн у меня ассоциируется со всеми оттенками синего. Мистического фиолетового, небесного серебряного. Все цвета водного и воздушного царств. Цвета увядших роз. Странное и неведомое.

Цветное стекло и витражи на окнах.

Парящие конструкции из металла и стекла

Кованные детали

Легкие конструкции-перегородки

Как я уже говорила выше, начало ХХ века это, прежде всего, эпохи технического прогресса. В архитектуре это использование железобетона, металлических конструкций, стекла, огромных окон, зеркал. Строительство железных дорог и железнодорожных вокзалов.

Какие красивые вокзалы в стиле модерн из стекла и бетона, с любовно обыгранными архитекторами опорными конструкциями из железа, стеклянными крышами.


Тема модерна неисчерпаема. Мы только обозначили основные моменты этого стиля. Впереди еще очень много интересного.

В следующей публикации мы, как я и обещала, поговорим о Шехтеле и одном из моих любимых зданий в Москве, особняке Рябушинского.

Стиль модерн в интерьере: описание и фото

Стиль модерн в интерьерном дизайне – один из самых любопытных и относительно сложных для реализации. Зародившись в последних десятилетиях XIX века, он «продержался» на пике популярности всего лишь три десятилетия… Первая мировая война поставила точку на развитии стиля. Ставшего, впрочем, к 1914 году уже вполне определенным и имеющим ярко выраженные особенности.

Стиль модерн в интерьере гостиной

Стиль отрицания классики

Появление стиля модерн было предопределено самой историей развития европейской цивилизации. Конец XIX века – расцвет технической революции и политико-экономических изменений практически во всех странах Европы. По материку бродит «призрак коммунизма», в умах укореняются идеи главенства науки над религией, желание отринуть патриархальное и создать новое технологичное общество…

Изначально интерьеры в стиле модерн, как и все новое, считались даже не писком моды – это был дурной вкус пополам с извращением…, однако переворот в мировоззрении, затронувший тогда практически всех причислявших себя к цивилизованному обществу людей, сделал свое дело – и стиль модерн хоть и ненадолго, но все же стал массовым.

Суть стиля модерн – противопоставление классическим интерьерам того времени. Прямые, четкие линии мебели и пространства много веков не выходили из моды – модерн же сделал главными в интерьере извилистые, скрывающие переход от одного элемента обстановки к другому линии. Характерная особенность стиля – округлость комнат, плавность (никаких четко выраженных углов), «гибкость» и пластичность мебели.

Читайте также:  Односкатные крыши: преимущества и недостатки, особенности монтажа, фото

Цветовая гамма и материалы

Цветовая гамма может быть разнообразной – но неприемлемы никакие яркие цвета; они допустимы лишь в качестве небольших вкраплений.
Общий цветовой тон поддерживается приглушенным – классическими считаются красные, коричневые, серо-зеленые тона. При этом крайне желательно использовать в оформлении какие-либо цветочные мотивы.

Стиль Модерн в спальной комнате Ванная в стиле модерн

Основной материал, применяемый при оформлении интерьера в стиле модерн – дерево в любых его вариантах. Причем насыщенных или даже темных тонов, вроде бука или мореного дуба.
Окраска не приветствуется – приветствуется прозрачная, подчеркивающая фактуру древесины отделка.
Идеальный вариант напольного покрытия – паркет; на стенах не лишними будут барельефы.

Кухня в стиле модерн

Еще один практически обязательный элемент стиля модерн – витраж. Сделанный, естественно, по старой (ну, или хотя бы «под старую») технологии – когда в создающую необходимый узор металлическую «сетку» вставлены цветные стекла. Крайне желательно сделать искусственную акцентную подсветку витража – современные LED-светильники позволяют сделать это без особых затруднений.

Стиль модерн в интерьере зала

Необязательные, но крайне желательные материалы, применяющиеся при оформлении интерьера в стиле модерн – это текстиль и металл. Кованые элементы декора с растительными мотивами придают обстановке завершенность, текстиль же применяется в самых минимальных объемах, только там, где без него никак не обойтись: портьеры, шторы, мебельная обивка.
Цветовая гамма не должна привлекать к себе внимания – она должна уравновешивать цвет деревянной мебели.

Стилевая мебель

Мебель в интерьерах стиля модерн должна соответствовать двум на первый взгляд взаимоисключающим требованиям: быть максимально непохожей на изделия классических форм, но при этом и не быть уж слишком футуристичной. Мало того, она должна быть компактной, но одновременно и функциональной…, впрочем, в современных дизайнах компактная мебель зачастую дополняется какими-либо массивными интерьерными объектами – это позволяет создать более фактурный, более «цепляющий» образ.

Стиль модерн в интерьере гостиной комнаты

Камин в стиле модерн

Детали и декор

Мелкие элементы декора и аксессуары используются в небольшом количестве и являются лишь завершающим звеном для создания целостности общей картинки. Различные кованные изделия, статуэтки, красивые деревянные шкатулки, стеклянные вазы и светильники причудливой формы, картины подчеркивающие общую стилистику — выгодно дополнят стиль.

Модерн в интерьере — фото

В конечном итоге, идея стиля модерн сводится к тому, что все вроде бы близкие к классическим детали интерьера, должны создавать некую оптическую иллюзию. Например, непропорционально вытянутые в высоту массивные шкафы, столы или стулья на визуально тонких ножках, но с массивной столешницей или сидением…

Дизайн интерьера в стиле модерн — видео:

Современная классика: стиль модерн в интерьере

Часто в народе Модерном называют некий современный стиль, сочетающий классику и европейский дизайн. На самом деле – это не новое веяние с современными формами, а большой стиль эпохи бурного развития промышленности и науки конца 19 – начала 20 века.

Он демонстрирует единство и целостность, объединяя архитектуру, живопись, пластику, моду, интерьеры. Это стиль, где изысканность линий и приглушенные краски дополняют жесткость металла, а рационализм уступает место чувственности. Национальные мотивы звучат оригинально, а порой имеют неожиданное воплощение.

В различных странах стиль имеет разное обозначение, в России он получил название «Модерн», в Шотландии – это стиль Глазго, во Франции – Арт-нуво, в Италии – Либерти. Предтечей модерна в России стал Абрамцевский кружок, объединявший художественные направления и поиски национальных форм. Манифестом русского модерна называют интерьеры архитектора Шехтеля.

Особенности стиля

Стиль модерн в интерьере отличается от других пластичностью форм и текучестью линий, рисунком и отсутствием жесткой симметрии.

Ассиметрия пространства

Интерьеры оформляются не по принципу равных геометрических пропорций, а анфиладным способом с отсутствием коридоров. Круговое построение квартиры позволяет пройти из одной комнаты в другую по кругу. Комната имеет две двери, где из одной можно выйти, а в другую войти – достаточно характерное явление для этого направления.

Пластичность форм и линий

Так как модерн черпал идеи из природы, декоративные мотивы в интерьере повторяют плавные формы и переплетение линий изогнутых стеблей, листьев, раковин, бутонов. Растительный элемент поддерживает весь строй в архитектуре и устройстве интерьера. S-образные линии проникают в мебель, оконные и дверные проемы, декор. Складывается впечатление, что стебель одного растения окутывает всю комнату.

Сюжеты рисунка

Рисунок появлялся из национального прошлого или прошлого других народов и носил романтическую окраску. В русском модерне были распространены японские мотивы. Рисунком украшаются витражи, абажуры, потолочные плафоны, стеновые панно. Их сюжетами становятся:

  • экзотические цветочные узоры, садовые цветы;
  • картуш;
  • виноградная лоза;
  • птицы;
  • бабочки, жуки, стрекозы;
  • женские образы.

Цвета и формы

Цветовая палитра – пастельная, сдержанная. Приближенные к природе оттенки: бежевый, белый, фисташковый, дымчатый, коричневый, серебристый создают мягкое свечение интерьера. Формы орнаментального декора, который может быть на стенах, на полу, потолке, в мебели создают единый ансамбль. Извилистые линии могут переходить в конструкции.

Отделка

Интерьер модерн всегда имеет авторский почерк, в отделке его отличает повышенная декоративность. Пластика, динамика, изгиб создают основную композиционную тему. Новые технологии сделали стекло излюбленным материалом модерна, а кованый металл приобрел изящную воздушность. Интерьер в стиле модерн на фото демонстрирует применение таких высокопробных материалов как мрамор, благородное дерево, фарфор, камень, керамика.

Потолок

На потолке размещают флористический плафон, витраж или мозаику из полупрозрачного полотна, создающего иллюзию матового стекла. Техника называется арт-печать и используется в совокупности с подсветкой, скрытой в натяжном потолке.

Стены

Покрыты обоями с природным орнаментом или фрагментарно украшены растительным узором. В стенах устраиваются арочные проемы с овальными или изогнутыми формами.

Полы отделываются деревом (паркет – самый лучший вариант) или окрашиваются в тон стен, чтобы произвести единое пространство. Керамогранит или линолеум в интерьере неуместны. Чтобы поддержать единую растительную стилистику и придать роскошь интерьеру, пол украшают ковром округлой формы с тем же рисунком.

Мебель

Стиль модерн в интерьере относит мебель к 2-м видам: изящной, лакированной и комбинированной из разных пород дерева, либо дубовой, хорошо обработанной с золотистым оттенком. Плавной линии подчиняются все виды мебели. В ней отсутствуют углы, их заменяют округлости. Ножки столов и стульев причудливо изогнуты, столешницы – овальные или круглые, присутствуют мягкие закругления на гранях камина, серванта, в изголовье кровати или дивана.

Аксессуары и декор

1. Стилизованные растения не только на обивочных тканях, но и в бандо – ламбрекенах на жесткой основе, которые позволяют изменить высоту окна.
2. Стиль модерн в интерьере характеризует такой атрибут как монстера – пальмовидное растение, листья которого изображались в декоре и поддерживали всю растительную тематику.
3. Используются приглушенное освещение, которое дают светильники из цветного и матового стекла.
4. Витражи – типичный элемент стиля. Их используют в дизайне окон, дверей, мебели, стен и потолка. Везде – тот же растительный орнамент или романтический женский образ.
5. Чудесные предметы ручной работы – популярные детали интерьера. Это могут быть вазы, лампы, статуэтки, картины.

Стиль модерн в архитектуре

Расцвет архитектурного стиля модерн в Европе и Америке приходится на 1890–1914 годы, дальше помешала Первая мировая война. Новое направление кардинально изменило представление о прекрасном в графике, дизайне, скульптуре, музыке, балете.

Изобретательные архитекторы создавали не просто выразительные сооружения с необычным внешним и внутренним обликом, но и освоили новые материалы – бетон, сталь, стекло.

Современные проекты домов в технике модерн используют исторические элементы избирательно, отказываясь от пышного декора и чрезмерной асимметрии в пользу более рациональных решений.

На смену эклектике

Направление сформировалось в противовес эклектике, которая смешивала детали из разных стилей, зачастую не слишком умело. В период стремительного роста городов и индустриализации строительство в стиле модерн провозгласило возвращение к практичности сооружений средневековья и ренессанса.

Архитекторы удовлетворяли возросшую потребность в зданиях бирж, банков, вокзалов, промышленных предприятий и доходных домов. Новшество того времени – железобетонные конструкции, выгнутые стальные профили – дали возможность создавать сложные криволинейные фасады.

Толчком для развития послужило декоративное искусство. Немецкий художник-декоратор Герман Обрист в 1895 году создал полотно “Удар бича” (в другом переводе “Удар хлыста”). Шелковая вышивка на шерстяном панно изобразила стебель, листья и цветок цикламена в причудливом виде, напоминающем росчерк бьющего хлыста.

Природа стала источником вдохновения для архитекторов, работающих в стиле классического модерна.

Естественные силуэты растений (лилий, орхидей, ирисов, пальмовых листьев, водорослей), морских волн используют повсеместно: в росписи, масштабных мозаичных панно, лепных фризах, в дизайне фасадов, балконных решеток, дверных ручек. Причудливые витражи, выполненные в стиле модерн, изображают павлиньи хвосты, прекрасные лебединые шеи, женские локоны.

Читайте также:  Японский стиль в интерьере: сочетание красоты и восточного минимализма



Особенности модерна в архитектуре

В 18-19 веках предполагалось движение от внешнего облика дома к внутренней организации. Новый подход провозгласил первостепенной планировку помещений, которая в свою очередь влияла на внешние формы. Здания получают асимметричные объемы, фасады в стиле модерн насыщены эркерами, башнями, балконами и лоджиями.

Намеренно фантазийное оформление внешнего и внутреннего убранства становится одним из популярных архитектурных решений. Яркий пример – Каса Батло испанского мастера Гауди, здесь воплощена идея победы над драконом.

Отказ от прямых и угловатых линий в пользу более естественных приводит к текучим силуэтам и подчеркнутой декоративности. Благодаря творческому применению стали, стекла и железобетона в дизайне домов модерн отчетливо ощущается слияние естественных и рукотворных форм.

Пастельная, без явных контрастов, преобладают оливковые, серые, пыльно-сиреневые, табачные оттенки. Экстерьер и интерьер зданий существует в тесной взаимосвязи; изогнутые лестницы, перила и опоры повторяют орнаментальные линии.

Пышно декорированные колонны (прямые, расположенные под углом или изогнутые), оконные и дверные проемы в виде арок, сложное по структуре остекление. Мастера сочетают традиции европейского, восточного и африканского зодчества, но не слепо их копируют, а свободно интерпретируют.



Направление модерн в архитектуре разных стран

Модное течение получило несколько названий – его обозначали как “ар нуво” во Франции и Бельгии, “югендштиль” в Германии и Швеции, “модерн” в Российской империи, “сецессион” в Австрии, “тиффани” в США.

Бельгия

Виктор Орта первым при строительстве применил “удар бича” в оформлении фасадов и использовал несущие конструкции асимметричной формы. Архитектор обратился к приемам крупного остекления в сочетании с большим количеством металла.

Его здания в стиле модерн – знаменитые особняки Тассель, Сольвей, Эйтвельд, дом-мастерская (Музей Орта) – вошли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Франция

Эктор Гимар, ведущий архитектор периода, воплощал проекты в стиле ар нуво при оформлении городских особняков, но больше всего его запомнили по дизайну павильонов парижского метрополитена.

Созданные им объекты свободно сочетают металлические каркасы со стеклянными элементами, глазурованной керамической плиткой, кирпичом и песчаником.

Австрия

Венский сецессион отличается более скромным декором и простыми, правильными геометрическими формами. В этом направлении выполнены доходный дом Майолика-хауз и здание почты в Вене (проекты Отто Вагнера). В стиле геометрического модерна работал Й. Хоффманн, использовавший вместо плавных очертаний прямые углы и прием шахматной сетки.

Яркий образец австрийской архитектуры – особняк банкира Стокле, возведенный в Брюсселе.

Испания

Каталонский зодчий Антонио Гауди создал знаменитые живописные, но не менее конструктивные постройки: Дом Батло, Дом Мила, Парк Гуэль. Его красивые дома в технике модерн – с волнообразными фасадами, керамической облицовкой, похожей на драконью чешую черепицей – привлекают туристов со всего света, как и незавершенный проект церкви Святого Семейства.

Дизайн в стиле американского модерна связан с именем Луиса Тиффани. Он изобрел технику соединения кусочков стекла с помощью медной фольги. Витражи, созданные по этой технологии, украшают здания по всей стране. Витражные окна – один из основных элементов современного модерна.

Русская архитектура стиля модерн

Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах – особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.

Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.

Северный модерн (петербургский)

Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.

К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница “Астория”, доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.

Основные характеристики северного модерна:

  • Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
  • Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
  • Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
  • Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
  • Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.

Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга – проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании “Зингер” (сегодня здесь располагается “Дом книги”).

В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.

Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла – один из самых узнаваемых символов города.



Московский модерн

Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке – объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.

Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:

  • Асимметричные планировки и фасадные композиции.
  • Разнофактурные облицовочные материалы.
  • Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
  • Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.

Классический пример дома в стиле московского модерна – особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.

Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.

В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.

Авторству Ф. Шехтеля принадлежит и другой известный особняк – дом З.Г. Морозовой (несколько интерьерных панно для него написал М. Врубель), а также здание Ярославского вокзала.



Современные дома в стиле модерн

Величественные и изящные московские и петербургские особняки конца 19 – начала 20 века служат прообразом для частных домов модерн сегодня.

Архитектурное направление универсально: подходит для резиденций и небольших по площади загородных коттеджей в Москве и Подмосковье. Строения возводят из кирпича, камня, бетона, дерева, популярное решение – каркасные стальные и стеклянные конструкции.

Признаки модерна как современного стиля:

  • Асимметрия композиционно-объемных решений.
  • Оформление фасада перилами, карнизами, наличниками причудливых форм.
  • Оконные проемы нестандартной конфигурации: овальные, круглые, трапециевидные, узкие (бойницы), витрины с витражами.
  • Башенки, шпили и флюгера на крыше.
  • Природная цветовая гамма: лавандовые, терракотовые, бежевые оттенки.

Домашнее пространство организуется рационально. Часто проекты коттеджей в концепции модерн объединяют жилую часть, гараж, хозяйственные пристройки. Одинаковая наружная отделка выполняет связующую функцию.

Уместны эркеры, множество балкончиков, застекленные террасы, чердачные помещения. Экстерьеру свойственные ажурные металлические детали: перила, оконные решетки. Для отделки цоколя хорошо подходит дикий камень, его имитация или облицовочный кирпич.

Проекты современных домов в стиле модерн весьма демократичны в плане материалов. В ход идут металл, стекло, кирпич, керамика, железобетон. Из полиуретана изготавливают оригинальный фасадный декор, в том числе копии оформления известных исторических объектов.

Видео современного дома в стиле модерн от архитекторов ТопДом

Другие проекты в стиле модерн – современное, комфортабельное жилье для натур с художественным вкусом и тягой к необычному и еще более 170 красивейших домов в различных стилях – очень наглядно демонстрируют возможности компании.

Наш опыт проектирования и строительства загородных коттеджей и особняков позволит воплотить ваш заказ грамотно, на современном уровне технологий и с ответственностью за результат.

Читать другие статьи раздела

Владельцу предстоит решить вопрос: купить готовый типовой вариант или заказать индивидуальный. В том и в другом случае есть факторы, влияющие на.
Далее об авторских проектах домов.

Современная малоэтажная застройка в России представлена как типовыми архитектурными решениями, популярными за счет доступности материалов и быстроты возведения, так и эксклюзивными проектами, где ценится.
Далее о красивых домах.

Из всех минималистичных (или интернациональных) стилей, конструктивизм особенно крепко прижился на территории Советского Союза.
Подробнее о конструктивизме.

Торжественную, сложную, богато декорированную стилистику использовали при.
Подробнее о стиле барокко в архитектуре.

Возник замковый стиль во время романской эпохи в 11-13 столетиях. Этот период был наиболее выразителен в архитектуре
Подробнее о домах в замковом стиле.

Ссылка на основную публикацию
Принцип проектирования
Свобода творчества
Цветовая гамма
Характерные элементы модерна